На календаре декабрь, и наши сограждане активно готовятся к новогодним праздникам. Люди тратятся на предстоящее празднование, подарки и отдых на Рождество, а предприниматели радуются резкому увеличению количества заказов. Однако бизнесмены, занимающиеся коммерческой деятельностью не первый год, знают, что после всплеска покупательской активности последует снижение продаж. Большинство людей, изрядно потратившихся к празднованию Нового года, будут жить в режиме экономии как минимум до конца января.
Бизнес-циклы как явление, присущее любой коммерческой деятельности
Помимо новогодних праздников, всплески продаж наблюдаются перед другими значимыми датами и в определенные месяцы. Чередование роста и снижения продаж – это цикличность бизнеса, а временные промежутки между двумя пиками продаж – бизнес-циклы. Цикличность характерна для любой коммерческой деятельности, начиная от торговли товарами широкого потребления и заканчивая сферой услуг.
Предпринимателям, желающим получать максимальный доход, необходимо знать продолжительность бизнес-циклов в своей сфере деятельности. Разработка стратегии развития бизнеса, учитывающая цикличность, гарантирует ряд весомых преимуществ:
- возможность минимизировать издержки в периоды спада;
- готовность оперативно обслужить всех клиентов в периоды роста;
- разработка оптимального плана закупок сырья, материалов и товаров;
- повышение конкурентоспособности бизнеса.
Для сезонного бизнеса рассчитать длительность циклов просто, так как здесь цикличность проявляется наиболее явно. К примеру, предприниматели, владеющие отелями на курортах Краснодарского края, знают: максимальную выручку они получат в июле-августе, а минимальную – в декабре и феврале. А вот в других сферах определить бизнес-циклы даст возможность только комплексная аналитика результатов деятельности за предыдущие периоды.
Стратегическое планирование деятельности с учетом цикличности бизнеса
Эффективное управление развитием бизнеса обязательно учитывает бизнес-циклы. В этом случае планы закупок и продаж строятся с учетом прогнозируемого спада/роста продаж в следующем периоде. Такой подход даст возможность минимизировать издержки в периоды спада и заранее подготовиться к наплыву покупателей на пике цикла.
Разработка стратегии развития бизнеса и успешное управление им предполагает выравнивание трендов для обеспечения стабильно растущих доходов, без проседания в уровне продаж в зависимости от сезона, праздников и прочих факторов постоянно. Достичь этого можно, постоянно отслеживая изменения потребительских предпочтений, анализируя и подключая внутренние резервы, инновации и т.д.