Наш Блог

Настроить управленческий учет

Настроить управленческий учет

В последнее время появился популярный мем, когда ты сидишь под пальмами где-то на островах в тропической зоне, открываешь ноутбук и только наблюдаешь как твой бизнес приносит тебе деньги. Ты контролируешь и видишь каждую копейку, бизнес работает полностью автономно и тебе остается только снимать сливки и жить на полную катушку. Не жизнь, а рай.

И под эту потребность тут же нашлось предложение. Очень многие стали предлагать решение этой проблемы в виде настройки управленческого учета. Мол, мы наладим вам управленческий учет, и все решится.  А вот представьте, что вам понравился дом с красивыми окнами где-то в районе Третьяковки – интересно что вы сделаете? Думаю, большинство из вас прежде захочет купить в квартиру в этом доме, а лишь потом пойдет заказывать окна.  Также и с управленческим учетом – это далеко не первое действие, но многие этого не понимают.
Чтобы качественно настроить управленческий учет, нужно вообще понимать - что происходит в компании. Внедрить формы P@L и СF в теории можно за несколько дней, внедрить платежный календарь можно за неделю. Но это в теории, которая даст вам только красивую картинку и отнюдь не решит главную проблему – отсутствие контроля над финансами.
У каждого нижеперечисленного отчета есть свое предназначение. А вот знает ли о нем тот исполнитель или компания, которая предлагает Вам эту услугу?   Задайте простой вопрос – зачем мне это?  Здесь я приведу ответы:
- P&L (Отчет о прибылях и убытках) – отчет о текущих и плановых прибылях и убытках, т.е. показывает реальную результативность вашего бизнеса. Может быть настроен в дневном, недельном и месячном формате. Чаще всего в моей практике настраивается помесячно.  Зачем? -Он нужен для того, чтобы видеть динамику бизнеса и принимать важные тактические или быстрые стратегические решения.  Этот отчет отличается от того, что у вас будет реально «в кармане», простыми словами – это то, как работает бизнес, основной его индикатор.
-CF (Отчет о движении денежных средств) – показывает какие остатки денежных средств у вас будут или были на конкретную дату. Может быть точно также настроен в дневном, недельном или месячном формате.  Идеальным видится вариант, когда отчет настраивается в том же формате, что и P&L, но при наличии платежного календаря.  При отсутствии платежного календаря лучше всего его настраивать в дневном формате, тогда он выполняет функцию контроля кассовых разрывов.  Этот отчет показывает чистый денежный поток – сколько денег с бизнеса вам поступило за конкретный период.   Показатели чистого денежного потока и чистой прибыли отличаются по ряду причин – разница в начислении и оплаты налогов, амортизации, начисленных и оплаченных процентов за кредиты, погашение тела кредита, форматы расчетов с поставщиками и покупателями.  Зачем?-  Отчет нужен для того, чтобы применять оперативные решения – можно или нельзя тратить деньги, нужно ли искать дополнительное финансирование, помогает в контроле кассовых разрывов. 
-Платежный календарь – данный отчет показывает детально - когда и откуда вы планируете получить деньги, когда и кому вы должны заплатить деньги.  Отчет необязателен для микро- и малого бизнеса, в случае если:
а) ведется СF в дневном формате;
б) количество операций незначительно и необходимость платежных операций фиксируется в задачах СRM или в ERP;
Платежный календарь ( при наличии) обязательно должен быть связан с формой СF. 

По поводу отношения малого бизнеса к платежному календарю. Был проведен опрос 20 респондентов – представителей малого (до 100 чел)  и микробизнеса (до 20 чел). 
60% микробизнеса его не используют, лишь треть из них чувствует необходимость в будущем. А из тех, кто использует он является серьезным подспорьем для меньшей половины.  Результаты вполне объективны (может мала выборка - не спорю), но с мнением бизнеса нельзя не согласиться.  При верной настройке управленческого учета,  двух результирующих форм CF и  P@L, незначительном количестве операций при обязательном их отражении в системах учета его необходимость не является критичной. Есть еще целый ряд факторов, говорящих в пользу того – нужен календарь или не обязателен.  Для того, чтобы рекомендовать именно вашему бизнесу платежный календарь – нужно провести первичную диагностику. Да, я не ответил на вопрос – зачем нужен? Во-избежание кассовых разрывов – классический ответ. 
Отчеты P@L и СF это результирующие формы, для того чтобы они возникли нужно серьезно работать над базовыми формами. Тут возникают две  сложности: достоверное получение данных и на чем основано планирование. 
Для достоверного получения данных нужно изучать процессы, разрабатывать метрики – максимально детализируя каждый показатель, интегрировать с имеющимися системами ERP или создавать ЕСМ, разрабатывать прочие мероприятия в зависимости от бизнеса. Именно это помогает наладить такой управленческий учет, который даст требуемый результат, а не просто красивые картинки.
По плановым показателям тут нужно детально понимать потенциал компании, анализировать рынок, знать работу маркетинга компании, понимать продажи компании (цикл сделки, трафик, конверсию, исполнителей), ценообразование и ряд других факторов, что гораздо сложнее. В отдельных случаях можно базироваться на стратегиях, если они есть. 

И после прочитанного задайте себе несколько вопросов:

  1. Можно ли наладить управленческий учет за неделю?
  2. Какой это будет управленческий учет?
  3. Нужен ли мне такой управленческий учет?
  4. А какой управленческий учет мне нужен?
А вот если результирующие формы настроены верно и дают полное отражение текущей ситуации, то именно они и являются базой того самого управленческого учета, который нужен вам. На их основе делается полная аналитика (план-факт, факт-план,  тренды, сценарии), которая помогает не только принимать всегда верные стратегические решения и уверенно развиваться бизнесу, но и дает вам стабильный пассивный доход. 
Для того чтобы получить результат в виде настроенного управленческого учета, который даст Вам возможность полного контроля финансов компании, возможность знать какие деньги можно тратить, возможность все запустить в автономном режиме, а самому просто наслаждаться полнотой жизни -  нужно заказать комплекс мероприятий по развитию или воспользоваться услугой удаленного управления финансами и за несколько месяцев увидеть как все поменяется.  

Если вы хотите выбрать комплекс мероприятий  –  подскажу на первичной диагностике, в зависимости от вашей ситуации. 

Почему прогорает бизнес? Этот вопрос задают себе многие предприниматели и собственники компаний.  Вопрос очень актуальный, для любой страны, включая Россию.  По реальной нашей статистике, проведенной с помощью наблюдений было выявлено, что в Москве средний жизненный цикл торговых точек составляет 5,5 месяцев (меньше полугода). Более 60% вновь открываемых закусочных, шаурмечных, парикмахерских, ремонтных мастерских, магазинчиков и т.д. […]

Прочитать больше

В последнее время появился популярный мем, когда ты сидишь под пальмами где-то на островах в тропической зоне, открываешь ноутбук и только наблюдаешь как твой бизнес приносит тебе деньги. Ты контролируешь и видишь каждую копейку, бизнес работает полностью автономно и тебе остается только снимать сливки и жить на полную катушку. Не жизнь, а рай. И под […]

Прочитать больше